После революции Россия осталась без автоспорта. Бесследно исчез Руссо-Балт С24/55, а новые спортивные машины не входили в планы пятилеток. И вообще, автомотоспорт буржуазная роскошь, искренне считали в молодой Стране Советов…

Однако именно в эти годы на свет появился уникальный автомобиль инженера А.О. Никитина — ГАЗ А Аэро. Александр Осипович с детства испытывал тягу к знаниям, к технике. Окончив в 1930 году ММИ, Никитин поступает в аспирантуру.

В 1932 году была основана РККА, позднее названная Военной академией бронетанковых войск, где работала автомобильная кафедра. Одним из основных направлений деятельности преподавателей и аспирантов академии было исследование по использованию боевых качеств колесных машин.

На Западе вопрос аэродинамики уже давно принял далеко не последнее значение. Идея сокращения потребления топлива и увеличения скорости за счет уменьшения сопротивления пленила молодого инженера. Темой его кандидатской диссертации была обтекаемость автомобиля.

Академия с обширной технической базой позволяла инженеру построить экспериментальный образец.
Работа началась с изготовления макета и продувки его в аэродинамической трубе Московского авиационного института.

Сходство модели и реального авто было условным. Было еще одно, главное ограничение – образец строился на базе автомобиля ГАЗ-А, выпускавшегося с 1932 года.

Автомобиль инженера А.О. Никитина - ГАЗ А Аэро...

Автомобиль инженера А.О. Никитина - ГАЗ А Аэро...

Кузов нового авто выполнили из деревянного каркаса, обшитого сталью. Лобовое стекло, имевшее форму буквы V, наклонили под углом 45 градусов. Задние колеса полностью скрыли обтекателями, фары были утоплены в крылья.

Замки и подножки скрыли за дверью внутрь автомобиля. Кузов имел длину 4970 мм. Масса достигла1270 кг. Увеличили мощность стандартного двигателя до 48 л.с. с имеющихся у ГАЗ-А 39 л.с.
И вот, через двадцать лет после Руссо-Балта, отечественный автомобиль достиг скорости 106 км/ч.

Испытания оказались революционными — потребление топлива сократилось более чем на четверть. Успех Никитина не остался незамеченным наверху. На дальнейшую работу по увеличению обтекаемости автомобиля инженеру было выдано 2000 рублей, а его самого премировали автомобилем Форд.

Дальше след ГАЗ А Аэро затерялся.
К сожалению работа Никитина не нашла практического применения в те годы. Кто знает, каким сегодня был бы отечественный автомобиль, продолжи он свою работу?..

-----
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с друзьями. Спасибо :)